Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом «Об образовании»; на основе Федерального Государственного стандарта, положения о рабочей программе в МОУ «Курбакинская СОШ», Примерной программы основного общего образования. Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г., учебным планом МОУ «Курбакинская СОШ», положения о рабочей программе, федерального перечня рекомендованных учебников министерством образования и науки РФ.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
ü освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине ира;
ü овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
ü развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
ü воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
ü использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая. Для приобретения или совершенствования умения работать с физическими приборами «для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включена лабораторная работа: «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины» включена лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины».
Считаю необходимым также внести тему «Математический маятник», так как данный материал необходим при подготовке к итоговой аттестации.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, контрольных работ. Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, демонстрационных приборов, видеофильмов и др.
В программе указано время, отведенное на изучение тем. Оно включает в себя и часы на обобщающие уроки.
При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о физических объектах.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Содержание программы учебного предмета.
(68 часов)
Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации.
Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторные работы и опыты.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.
В результате изучения учебного материала ученик должен
Знать/понимать:
материальная точка как модель тела, система отсчета, механическое движение; вектор перемещения, различие между величинами - путь и перемещение; правила сложения и вычитания векторов, модуль вектора, проекция вектора, умножение вектора на число, скалярное произведение векторов; радиус-вектор, проекция и модуль вектора, операции над векторами, перемещение; вектор скорости, прямолинейного и равномерного движения, формулу для нахождения вектора скорости и перемещения и их проекций. Уравнение движения и траектории; мгновенная и средняя скорости; строить график скорости при равномерном и равнопеременном движении; уравнение равнопеременного движения в векторной и скалярной формах. Закономерности присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости. ИСО, различные формулировки 1- го закона Ньютона, равнодействующая сил, деформация, масса, инертность, 2 – ой закон Ньютона; 3-й закон Ньютона; характер движения тела по вертикали; гравитационное поле, гравитационная постоянная, закон всемирного тяготения; центростремительное ускорение, центростремительная сила, частота, период, угловая скорость; понятия спутник, космическая скорость; импульс тела, импульс силы, замкнутая система, закон сохранения импульса.; реактивное движение, многоступенчатая ракета.
уметь:
строить вектор перемещения в декартовой системе координат; представлять вектор в координатной форме, выполнять простейшие математические операции над векторами; определять координаты радиус-вектора; находить проекции вектора скорости и перемещения, находить уравнение траектории, строить график скорости при равномерном и равнопеременном движении; находить ускорение, начальную и среднюю скорость по графику, составлять уравнение скорости; составлять уравнение движения в векторной форме и проектировать его на ось координат; применять первый з-он Ньютона для решения простейших задач, изображать силы с помощью векторов; составлять 2-ой закон Ньютона в простейших случаях, изображать равнодействующую сил на чертежах; применять 3-й закон Ньютона для решения качественных и количественных задач по динамике; находить вес тела при невесомости и перегрузке, находить скорость, путь, перемещение и ускорение кинематическим и динамическим способами; изображать и рассчитывать центростремительное ускорение; применять закон сохранения импульса для решения типичных задач; объяснять реактивное движение на основе закона сохранения импульса.
Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Демонстрации.
Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
В результате изучения учебного материала ученик должен
Знать/понимать:
колебательное движение, свободные колебания, маятник, математический и физический маятник. период, частота, амплитуда, фаза, начальная фаза, гармонические колебания, циклическая частота; величины характериз. колеб. движение, связь между ними, уравнение гармонич. колебаний, период математич. маятника; затухающие колебания, причины затухания колебаний, вынужденные колебания, резонанс, собственные колебания, частота собственных колебаний, вынуждающая сила. волна, поперечная и продольная волна в различных средах: длина волны, скорость волны, частота, период колебаний в волне; связь между ними; звук, источник звука, частота звуковых колебаний, ультразвук, инфразвук; эхо, дифракция механических волн и звука,
уметь:
составлять уравнение гармонических колебаний, аналитически и графически находить величины харак. колеб. Движение; проводить простейший эксперимент по исследованию механических колебаний; рассчитывать резонансную частоту и объяснять причины затухания колебаний; находить величины характериз. волновой процесс при решении типичных задач; рассчитывать скорость и длину волны звука в различных средах.
Электромагнитное поле (17 часов)
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации.
Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы.
Изучение явления электромагнитной индукции. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
В результате изучения учебного материала ученик должен
Знать/понимать:
магнитное поле, силовые линии магнитного поля, вихревое поле, однородное и неоднородное магнитное поле; вектор магнитной индукции, правило буравчика, правило правой руки. сила Ампера, правило левой руки, сила Лоренца. электромагнитная индукция. вектор нормали, магнитный поток, единица магнитного потока; переменный эл. ток, генератор переменного тока. Трансформатор; передача электрической энергии на расстояние; электромагнитное поле; электромагнитные волны; скорость электромагнитных волн. влияние электромагнитных излучений на живые организмы; конденсатор; колебательный контур; получение электромагнитных колебаний. принципы радиосвязи и телевидения; электромагнитная природа света; преломление света; показатель преломления; дисперсия света; типы оптических спектров; поглощение и испускание света атомами; происхождение линейчатых спектров.
Уметь:
изображать магнитные силовые линии постоянных магнитов; изображать вектор магнитной индукции, применять правило буравчика и правой руки для изображения вектора магнитной индукции и силовых линий; применять закон Ампера и Лоренца при решении типичных задач; объяснять опыт Фарадея; рассчитывать магнитный поток в простейших случаях; объяснять принцип действия генератора переменного тока; рассчитывать емкость конденсатора, определять показатель преломления света.
Строение атома и атомного ядра. 11 часов
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Демонстрации.
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы.
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
В результате изучения учебного материала ученик должен
Знать/понимать:
опыт Резерфорда по рассеянию частиц, модель атома Томсона, планетарная модель атома Резерфорда; массовое и зарядовое число, закон сохранения массового и зарядового числа, радиоактивные превращения, распады; объяснять устройство и принцип работы камеры Вильсона, счетчика Гейгера; протон, нейтрон; массовое и зарядовое числа, ядерные силы; энергия связи, дефект масс, нуклон; цепная ядерная реакция, критическая масса, капельная модель; ядерный реактор, контролируемая ядерная реакция; изотоп.
Уметь:
объяснять опыт резерфорда по рассеянию частиц и сложности становления планетарной модели атома Резерфорда; решать простейшие задачи на закон сохранения массового и зарядового чисел; объяснять опыты по обнаружению протона и нейтрона; строение атома на основе современных представлений; рассчитывать энергию связи при решении типичных задач; объяснять прохождение цепной ядерной реакции на основе капельной модели. Должны уметь объяснять принцип работы АЭС; условия протекания термоядерного синтеза и принцип работы водородной бомбы; применение изотопов в науке, технике и медицине; решать задачи на закон сохранения массового и зарядового чисел, рассчитывать энергию связи и дефект масс по закону сохранения.
Итоговое повторение 4 часа
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса (базовый уровень):
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
ü смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
ü смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
ü смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
ü описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
ü использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
ü представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
ü выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
ü приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
ü решать задачи на применение изученных физических законов;
ü осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
ü использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Учебно-тематический план
№ | тема | Количество часов | В том числе |
| ||
Контрольные работы | Лабораторные работы | Самостоятельные работы |
| |||
1 | Законы взаимодействия и движения тел | 25 | 2 | 2 | 3 |
|
2 | Механические колебания и волны. Звук.
| 11 | 1 | 2 |
|
|
3 | Электромагнитное поле
| 17 | 1 | 2 | 1 |
|
4 | Строение атома и атомного ядра. | 11 | 1 | 3 |
|
|
5 | Итоговое повторение | 4 | 1 |
|
|
|
Итого: | 68 | 6 | 9 | 3 |
|
№ урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
| Примечания | ||
| Законы движения и взаимодействия тел 25 часов | ||||||
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета | 1 |
| П 1-5 (Ф-7) | |||
2/2 | Перемещение | 1 |
| П 1-10 (Ф-8) | |||
3/3 | Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении | 1 |
| П 12-24 (Ф-8) | |||
4/4 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Проверочная работа по теме «Механическое движение» | 1 |
| П 25-47 (Ф-8) | |||
5/5 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости | 1 |
| П 48- 55 | |||
6/6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение» | 1 |
| П 56-67 (Ф-8) | |||
7/7 | Вводный контроль | 1 |
| КЗ (Ф-8) | |||
8/8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 |
| П 1-9 | |||
9/9 | Решение задач по теме «Основы кинематики» Тест по теме «Основы кинематики» | 1 |
| КТ | |||
10/10 | Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики» | 1 |
|
| |||
11/11 | Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 |
|
| |||
12/12 | Второй закон Ньютона | 1 |
|
| |||
13/13 | Третий закон Ньютона | 1 |
|
| |||
14/14 | Свободное падение тел Самостоятельная работа по теме «Законы Ньютона» | 1 |
| КЗ | |||
15/15 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | 1 |
|
| |||
16/16 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения» | Продолжение » |
|